Региональная ассоциация учителей биологии

Описание педагогической практики

Описание педагогической практики Моисеевой Е.В.:

Мастер-класс

Описание практики

Описание педагогической практики

1.Наименование практики

«Развитие исследовательской компетентности учащихся на уроках биологии на основе моделей обучения исследованию»

2.Краткая характеристика практики: исходная ситуация, проблем

Сегодня современному обществу не нужны люди, работающие по шаблону, привыкшие к стереотипам в трудовой деятельности, готовые жить по установленным «сверху» рецептам. Страна  нуждается в творческих, одаренных личностях, в поколении людей, которые будут осваивать новые сферы науки, и должны будут не только идти в ногу со временем, но и опережать его. Задача педагога заключается в  создание  условий  для развития личности ребенка, способного быстро адаптироваться в постоянно меняющихся условиях окружающего нас мира. Решить данную задачу позволяют исследовательские технологии.

Востребованность исследовательской компетенции у современных школьников особенно в основной и старшей школе можно объяснить    особенностями лицейского образования,  познавательными потребностями учащихся лицея, имеющих в большей степени направленность на изучение физико-математических и естественнонаучных дисциплин.

Для формирования исследовательской компетентности обучающихся содержание и методы обучения естественнонаучных дисциплин открывают большие возможности. Изучение различных природных объектов, их состава, строения, свойств, функций, законов развития формирует у школьников умения осуществлять различные умственные действия. Прежде всего, такие как сравнение, анализ, синтез, абстрагирование, моделирование,  обобщение,  высказывание предположений (гипотез), суждений и другие.  Что и позволяет делать модели обучения исследованию.

3.Результаты и (или) показатели, на которые повлияло внедрение (социально-экономические и образовательные эффекты).

Исследовательская компетентность наиболее полно отражает современные требования к качеству школьного образования в аспекте развития личности учащегося, способности к исследовательскому типу мышления, активизации личностной позиции обучающегося в образовательном процессе на основе приобретения субъектно-новых знаний.

     Целями и задачами организации исследовательской деятельности является:

  1. формирование творческой активности;
  2. развитие самостоятельности;
  3. обучение приемам исследовательской деятельности, методам, принципам, формам и способам научного исследования, научного познания;
  4. формирование мотивации исследовательской деятельности;
  5. создание условий для самореализации учащегося через выполнение исследования

Модели обучения исследованию позволяют реализовывать данные цели и задачи. При этом проектируемый урок отличался способом внедрения модели и анализом его результатов. Работа по развитию исследовательской компетентности на основе  исследовательских моделей  может привести  к успеху ученика.  А подтверждением этого являются  их результаты. Отмечается положительная динамика индивидуальных показателей успеваемости обучающихся и их личностного роста за последние три года. На протяжении последних лет учащиеся лицея  активно участвуют в различных интеллектуальных конкурсах и проектах   регионального, всероссийского и международного уровня и становятся победителями, призерами и лауреатами.  

4.Актуальность практики.

Современные   поисковые и исследовательские технологии обучения в более результативны в условиях внеучебной деятельности (спецкурсы, научные кружки, проектные группы) в малых группах или в индивидуальной работе. Но в условиях учебной деятельности эти технологии, особо актуальные для лицейского образования могут реализовываться только частично из-за недостатка учебного времени, большого объема программного материала, не достаточной подготовленности учащихся к ведению учебного исследования и организации поисковой деятельности. Отсюда, педагогическая проблема заключается в том, как организовать образовательный процесс, способствующий развитию исследовательской компетентности у обучающихся? Как урок превратить в мини – исследование, где каждый ученик окажется в роли исследователя?

Использование разнообразных моделей обучения исследованию  на уроках позволяют  конструировать самые разнообразные  уроки, на которых  отрабатываются  основные приемы исследовательской деятельности. Важное место  в уроке заняли исследовательские и творческие задачи. Эти задачи не имеют четко  заданных условий,  они содержат  противоречия и  могут иметь  несколько ответов. Исследовательские задачи, заставляющие детей думать и пытаться вспомнить или найти в учебнике информацию, необходимую для ответа, но не сам ответ, которого в учебнике нет. Применение исследовательских технологий на уроке способствует реализации  системно - деятельностного подхода, что особенно  актуально в рамках реализации ФГОС.

Ребенок - исследователь – это особый мир детства, и задача педагогов понять этот мир, направить все усилия на то, чтобы передать детям максимум своего опыта и знаний, используя разные виды деятельности, но главное помнить, что обычные «мерки» к ним не подходят. Необходимо знать природу исследователя и стимулировать ее проявление. Целостный подход к такому  ребенку как к личности позволит максимально реализовать его дар. 

5.Нормативная правовая база практики.

«Федеральный государственный образовательный стандарт основного образования»,   «Федеральный государственный образовательный стандарт среднего образования»

6.Полное описание практики

Основная идея состоит в   насыщении учебного процесса исследовательскими моделями, по которым организуется деятельность учащихся для формирования основных исследовательских процедур. Реализуя данную идею,   поэтапно решались следующие задачи на протяжении нескольких лет:

1. проанализировав широкий спектр моделей обучения исследованию, необходимо было выбрать те, которые в большей степени могли быть реализованы  в   урочной деятельности;

2. исходя из данных  моделей, был составлен алгоритм обучения исследованию;

3. под каждую модель разработано или подобрано методическое и дидактическое обеспечение  в соответствие с возрастными особенностями учащихся;

4. по результатам проделанной работы был спроектирован образовательный  процесс и апробирован  в педагогической практике.

 Главным руководством  педагогической деятельности является  обобщенный российским педагогом М. В. Клариным опыт зарубежных педагогов, который предложил использовать модели обучения исследованию, как условие развитие исследовательской компетентности.

 Работа по внедрению моделей обучения исследованию  выстраивается пошагово. Исследовательские модели ранжированы в определенном порядке от простого к сложному, с учетом возрастных особенностей обучающихся и особенностей развития основных приемов исследовательской деятельности. Так, например, для формирования приемов логического мышления в 5-6 классах широко используется модель Гоулсона (модель трех вопросов).

Модель Хувера в основном способствует формированию у обучающихся 6-7-х классов умения видеть противоречие, формулировать проблему, планировать свою деятельность по решению проблемы на эмпирическом уровне.

Модель Массиаласа направлена на развитие умения формулировать гипотезу в основном на эмпирическом уровне. Ее использование целесообразно в сочетании с моделью  Хувера (6-7 класс).

Модели  Нельсона и  Зухмана способствуют развитию умения соотносить проблему и гипотезу. Их целесообразней использовать в 7-8 классе.

Модель Джойса способствует формированию осознания обучающимися «бесконечного» процесса познания. Ее цикличность определяет формирование устойчивости умения организовывать поиск вариантов решения проблемы (8-9 класс). Эта модель может сочетаться (чередоваться) с моделью  Бейера. Эти и другие модели обучения исследованию  способствуют развитию исследовательского инструментария в подборе методов исследования, работы с информацией, интерпретацией полученных данных, определению критериев оценки решений.

Сформировав основные исследовательские процедуры в основной школе, в старших классах осуществляется выход на другие модели обучения.  Например, модель естественнонаучного исследования Дж. Шваба. В ходе обучения по данной модели вся учебная дисциплина предстает как исследование. Процесс добывания знаний происходит  в условиях эксперимента.

Анализ программ курса биологии  в средних классах дает основание определить,  в какие темы урока может быть встроена та или иная исследовательская модель. В соответствии с этим  каждому уроку подбирается ситуативная задача, демонстрационный опыт или  лично – значимый вопрос, которые лежат в основе организации исследования.

Разработанный алгоритм к решению ситуативной задачи включает учащихся в деятельность по его осуществлению.

1.      Определяется тип задачи (изобретательская или исследовательская)

2.      Формулируется  к задаче противоречие. Противоречие обостряет проблему, выявляет ее суть и подталкивает к сильным решениям. Противоречие может быть в нескольких вариантах, что позволяет найти несколько решений.

3.      Выявляются ресурсы - это все, что может быть полезно при решении задачи. Причем важно использовать те ресурсы, которые уже присутствуют в проблемной ситуации.

4.      Применяются  приемы и принципы решения задач.

5.      Формулируются  несколько решений (творческие задачи имеют много правильных решений).

6.      Выбирается самое сильное решение. (ИРЗ – идеальное решение задачи)

7.      Анализ решений задачи.

Создается банк исследовательских задач, которые можно разделить по классам , темам и типам. Приведем примеры нескольких типов таких задач:

1.      Задачи на объяснение каких либо явлений.

Оказывается , что растения наиболее активно растут ночью , а не днем. Почему? Дайте объяснение этому явлению.

2. Задачи на выявления противоречий:

Рыба-луна – самая большая из ныне существующих рыб.

 Еѐ размеры могут достигать 3 м, а вес – 2 тонн! У рыбы-луны нет хвостового плавника, что делает еѐ очень медлительной. Несмотря на такие внушительные размеры и малую подвижность, эта рыба не является промысловым видом, и  у неѐ почти нет естественных врагов

3. Задачи на установление взаимосвязей.

Установите  взаимосвязи между дыханием и фотосинтезом;

4. Задачи на выявление проблемы и формулировку гипотезы.

          Некоторые грибы в тропических лесах светятся и создают столько

         света, что при желании можно было бы читать. Зачем они это делают?

7.Типовая дорожная  карта внедрения

Разработки уроков  с использованием моделей обучения исследованию представлены на персональном  сайте учителя (адрес сайта: учительский сайт/ Стукачева Елена Дмитриевна проекта "Инфоурок")

Ссылка на  сайт

https://infourok.ru/user/stukacheva-elena-dmitrievna/

8.Условия, обеспечивающие устойчивость практики, ограничения для применения опыта, риски, возникающие при внедрении и механизмы их минимизации

Оценка результативности проходит через наблюдения, результаты диагностических заданий. Результаты диагностики показывают более высокий уровень освоения материала тех тем уроков, которые  реализовывали ту или иную исследовательскую модель. Безусловно такая

 организация работы требует от учителя колоссальных усилий и времени.

Успешность современного урока во многом  зависит от личности учителя, его профессионализма, современности использованных им методик, индивидуального подхода к ученикам.  Поэтому меняется  и   роль учителя в учебном процессе. Он становится тьютором для своих учеников. Его  основная задача заключается в том, чтобы сориентировать ученика в море информации, помочь выстроить процесс обучения в логике исследования и решить поставленные задачи.

9.Примеры тиражирования практики

Представление опыта работы по теме «Развитие познавательных УУД на уроке биологии» в рамках семинара «Формирование и развитие познавательных УУД в условиях урочной и внеурочной деятельности» 2017г.

Мастер-класс для педагогов города и региона на семинаре «Профессиональная компетентность современного педагога Психолого-педагогическое сопровождение одаренных детей» 2018г.

Мастер класс в рамках I Областного форума работников системы образования Омской области «Национальный проект «Образование»: шаг в будущее» 2019 г.

Руководитель стажировочной площадки "Формирование УУД при обучение биологии и географии

Мастер- класс в рамках работы площадки Педагогического марафона БОУ ДПО «ИРООО» День школьного и муниципального координатора

по работе с одаренными детьми 2018г

Обмен опытом на курсах повышения квалификации по теме «Система работы учителя по формированию УУД при обучении биологии (БОУ ДПО «ИРООО», 2018г

Мастер - класс "Применение исследовательских технологий на уроках биологии в рамках проведения X Областного форума педагогов - наставников, работающих с одаренными детьми 2019г.

10.Список контактов

Стукачева Елена Дмитриевна – учитель биологии БОУ г. Омска «Лицей №92»

Рабочий телефон : +7 (3812) 46-75-84

Электронная  почта Этот адрес электронной почты защищён от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра.

Сложные разделы курса "Ботаника"

https://www.youtube.com/watch?v=Iipw8NOL30o&feature=youtu.be

Решение генетических задач

https://www.youtube.com/watch?time_continue=2&v=uORTuJ-4sls&feature=emb_logo

Состав ассоциации учителей-предметников биологии

dsc04786 copy

Вход

644043, г.Омск, ул. Тарская, д. 2
Тел.: 8(3812) 24-09-54
E-mail: info@irooo.ru